ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК КУРСУ О.К.Д.
К моменту начала дрессировки у кинолога с собакой должен быть хороший контакт, а сам кинолог должен знать технику безопасности при обращении со служебными собаками.
1.Первоначальная дрессировка собак по курсу О.К.Д. проводится в местах с наименьшим количеством раздражителей.
2.Для выработки навыков О.К.Д необходимо наличии команды и воздействия на собаку (РЫВКА ПОВАДКА, ЛАКОМСТВА И Т.Д.)
3.Сначала произносится команда затем воздействие на собаку, промежуток 2 сек.
4.Команда произносится спокойным голосом (ОДИН РАЗ), а воздействие до полного выполнения команд.
Тема: Типы ВНД ( высшей нервной деятельности ).
Иван Петрович Павлов
В основу деления по типам ВНД легла оценка:
1) СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕСОВ.
2) УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ЭТИХ ПРОЦЕСОВ МЕЖДУ СОБОЙ.
3) ПОДВИЖНОСТЬ ЭТИХ ПРОЦЕСОВ.
Неправильное определение по типу ВНД дает неправильную ориентировку при подходе к дрессировке.
Тип ВНД
Холерик - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения
(тип сильный, неуравновешенный, возбудимый).
Быстро усваиваются навык, требующие возбуждения нервных процессов,
слабо усваивают действия требующие выдержки.
Часто путают значения разных команд.
С выборками справляется плохо.
Сангвиник - процесс возбуждения равен или преобладает над процессом торможения (тип сильный, уравновешенный, подвижный)
Быстро и легко усваивает навыки, быстро адаптируется к любым условиям жизни, легко переносит смену хозяина.
Флегматик- процесс торможения равен или преобладает над процессом возбуждения (тип сильный, уравновешенный, инертный).
Требует от кинолога большой настойчивости и терпения.
У.Р. вырабатывается медленно, но удерживается долго.
При дрессировке промежуток между раздражителями должен быть увеличен.
В большинстве случаев старание кинолога вознаграждаются надежной работой во всех видах розыскной службы.(хорошо проявляют себя при длительных монотонных обследованиях объектов.)
Меланхолик- процесс торможения преобладает над процессом возбуждения
(тип слабый, неуравновешенный, тормозной).
В СЛУЖБЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ!!!.
Характерно пассивное поведение, подвержен стресса, при действии сильных раздражителей проявляют неодыкватные реакции.
СТОКИЕ НАВЫКИ КАК ПРАВИЛО НЕ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ,
Тема: Понятие о дрессировке и ее назначение.
Дрессировка – это последовательная направленная выработка у животного определенных навыков (привычек), необходимых для управления его поведением и использованием его в какой-либо службе, работе.
Цель дрессировки: добиться возможности управлять поведением животного соответствующими сигналами окружающей среды в нужном направлении; добиться желаемых действий от животного.
Дрессировка служебных собак слагается из:
1. Общей дрессировки: выработка у собаки навыков общего послушания для каждодневного управления ею, а также для выработки специальных навыков.
2. Специальной дрессировки: приучение собаки к определенной службе.
3. Тренировки: укрепление и развитие приобретенных навыков.
Понятие о навыке. Стадии его отработки.
Всякий навык, как законченное действие достигается не сразу, а путем длительной дрессировки и постепенного ввода усложнений.
Навыки – это такие формы связи животных с окружающей средой, которые приобретаются в индивидуальном порядке, формируются в результате длительных упражнений.
1 стадия образования навыка: состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т.п.).
2 стадия: заключается в усложнении первоначального выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс.
3 стадия: выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности.
Тема: Нежелательные связи, которые могут образоваться в процессе дрессировки у собак. Причины их возникновения.
Тема: Ошибка. Ошибки, допускаемые при дрессировке собак.
Ошибки – это неправильные действия дрессировщика или помощника, в результате которых у собаки образуются нежелательные условные рефлексы (нежелательные связи), затрудняющие дальнейшую тренировку (дрессировку) и использование собак на службе.
Ошибки:
1. Стратегические (основные): нарушение любого из 6 условий образования условного рефлекса.
Вывод: полностью срывается процесс дрессировки.
2. Тактические (побочные): 1) методологические (выбор метода дрессировки, не соответствующий преобладающей реакции собаки).
2) однообразие условий дрессировки.
3) ошибки в управлении с собакой (несоблюдение единообразия подачи команд и жестов, неправильное воздействие безусловным раздражителем (слишком сильное или слишком слабое), замена безусловных раздражителей, неправильное использование поводка при обучении, неправильная подача лакомства).
4) методические – нарушающие принцип «постепенно от простому к сложному».
Вывод: затрудняется или удлиняется подготовка животного, но не нарушается ход дрессировки в целом.
2 самые главные ошибки при дрессировке:
1. Отсутствие желания дрессировать собаку.
2. Дрессировать непригодную собаку.
Тема: Безусловные рефлексы. Их классификация.
Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы (эти рефлексы могут осуществляться без участия коры больших полушарий)
- простые (дышать, глотать и др.)
- сложные
Инстинкт – это сложный безусловный рефлекс.
Инстинкты самосохранения: пищевой, оборонительный, ориентировочный, подражательный, охотничий и др.
Инстинкты, направленные на продолжение рода: половой, родительский.
Все сложные рефлексы состоят из простых.
Тема: Условные рефлексы.
Условный рефлекс – это ответные действия организма на раздражитель, выработанные в определенных условиях.
Условные рефлексы:
- натуральные (естественные)
- искусственные
- совпадающие (усл. раздражитель – 1-2 сек. – безусл. раздражитель), запаздывающие (усл. раздражитель – до 1 мин. – безусл. раздражитель), следовые (усл. раздражитель – до 20 мин. – безусл. раздражитель).
Для образования условного рефлекса на любой раздражитель надо, чтобы данный безразличный раздражитель предшествовал безусловному и в течении некоторого времени действия последнего сопровождал его.
Условия образования условного рефлекса:
1)Наличие двух раздражителей условного и безусловного.
2)Наличие той возбужденной реакции, на базе которой вырабатывается условный рефлекс.
3)Правильное сочетание во времени условного и безусловного раздражителей.
4)Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.
5)Кора больших полушарий должна быть свободной от других раздражителей.
6)Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Тема: Безусловные раздражители, применяемые при дрессировке собак .
Безусловные раздражители:
- механические (рывки, потягивание поводком, нажим, давление рукой, поглаживание, воздействие парфорсом).
- пищевые (различные виды лакомства, пища).
- электрические (воздействие слабым электротоком).
Тема: Условные раздражители, применяемые при дрессировке собак.
Условные раздражители:
- звуковые: команды, взрывы, свист, шорох, шум двигателя.
- световые: вид дрессировщика, помощника, жесты, свет прожектора.
- запаховые: запах дрессировщика, помощника, запах пищи, запаховый след, запах почвы, НВ, ВВ, трупов.
Основными условными раздражителями в процессе дрессировки служат команды и жесты.
МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ
Методы дрессировки –это способ воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у неё У.Р.(условного рефлекса)и доведения до навыков.(У.Р.проявляется в любых условиях.)
Тема: Сущность вкусопоощрительного метода. Его «+» и «-».
Вкусопоощрительный метод: предусматривает применение для выработки У.Р. (лакомства).
Вкусопоощрительный метод – условный раздражитель подкрепляется дачей животному лакомства.
«+» укрепляется контакт, условные рефлексы вырабатываются достаточно быстро и удерживаются достаточно хорошо.
«-» невозможно выработать у собаки все необходимые навыки; при понижении пищевой реакции (состояние сытости) возможно снижение активности в проявлении выработанных навыков. Не достигается полная безотказность в работе собаки в различных условиях, при наличии отвлекающих раздражителей.
Тема: Сущность механического метода. Его положительные и отрицательные стороны.
Механический метод - условный раздражитель подкрепляется механическим воздействием, вызывая проявление оборонительных рефлексов.
«+» вырабатываются прочные условные рефлексы.
«-» нельзя выработать все необходимые навыки; механические воздействия вызывают отрицательное, недоверчивое отношение к хозяину, т.е. нарушается контакт, вызывает угнетенное состояние, пассивность, трусость у некоторых собак.
Тема: Сущность контрастного метода. Его «+» и «-» .
Ответ: Контрастный метод – условный раздражитель подкрепляется механическим воздействием и когда собака совершает нужное действие, собака получает лакомство.
«+» быстро образуется и хорошо упрочивается тот или иной навык на сигналы дрессировщика; поддерживается и укрепляется контакт. Достигается безотказная работа в различных условиях окружающей среды, собака активно совершает нужные действия.
«-» следует избегать частых чередований противоречивых воздействий на собаку, резкое столкновение оборонительных и пищевых процессов приводят к неврозам у собак, срывам в их работе.
Тема: Сущность подражательного метода. Его «+» и «-».
Основан на врожденной способности животного подражать действиям другого животного.
ТЕМА. Цель и назначение общей дрессировки. Приемы ОКД. Нормативы подготовленности собак по ОРП и ОКД.
ОКД – целенаправленное обучение собаки сигналам дрессировщика для каждодневного управления ее поведением и подготовки к спец. курсу.
Приемы общей дрессировки:
1. Приучение к кличке, к наморднику.
2. Установление правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой.
3. Свободное состояние («гуляй»).
4. Подход собаки к дрессировщику («ко мне»).
5. Хождение рядом («рядом»).
6. Посадка («сидеть»).
7. Укладка («лежать»).
8. Стояние («стоять»).
9. Приучение к отказу от найденного и даваемого посторонними корма («фу»).
10. Приучение собаки к сильным световым, звуковым раздражителям.
11. Переползание («ползи»).
12. Поднос предметов («апорт»).
13. Подача голоса («голос»).
14. Прекращение нежелательных действий («фу»).
15. Возвращение на место («место»).
16. Преодолевание препятствий («вперед»).
17. Плавание («вперед»).
18. Замедление движения («тихо»).
19. Групповые занятия.
ТЕМА. Методика и техника отработки приема «подход к дрессировщику».
Во время выгуливания собаки на удлиненном поводке дрессировщик, держа поводок в левой руке, называет кличку собаки и громко, четко, в ласковой интонации подает команду «ко мне!», показывая на ладони правой руки лакомство. Лакомство привлекает собаку, и она бежит к дрессировщику. Он же отбегает на несколько шагов и вновь подает команду «ко мне!», продолжая показывать лакомство. Подошедшую собаку поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «хорошо!». Если собака не подходит к дрессировщику, то команда подается вновь и одновременно с ней легко, без причинения боли, поводком подтягивают собаку к себе, повторяя команду «ко мне!» в ласковой интонации. Когда собака окажется рядом с дрессировщиком, ее поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «хорошо!». Эти действия повторяются несколько раз до тех пор, пока собака не начнет подбегать к дрессировщику по одной команде «ко мне!». Если при отработке приема собак медленно подходит к дрессировщику, то при подзыве он должен быстро отбегать от собаки – это заставить ее подходить быстрее.
ТЕМА. Методика и техника отработки приема «хождение рядом».
Левой рукой дрессировщик берет поводок в 20-30 см от ошейника так, чтобы он свободно двигался в слегка сжатой кисти руки. В правую руку собирает остальную часть поводка гармошкой в кулак (поводок, находящийся между правой и левой руками, должен немного провисать, чтобы не мешать движениям руки дрессировщика при ходьбе). Добившись правильного положения собаки у ноги, дрессировщик поощряет ее поглаживанием, восклицанием «хорошо!», лакомством. Затем он называет кличку собаки, чтобы привлечь ее внимание, после небольшой паузы подает команду «рядом!», делает рывок поводком вперед и одновременно начинает движение по прямой. В первое время собака обычно отстает от дрессировщика, забегает вперед или отбегает в сторону. В этих случаях в спокойной приказной интонации подают команду «рядом!» и одновременно делают рывок поводком: вперед, если собака отстает; назад, если собака забегает вперед; к себе, если собака отходит в сторону. Как только собака займет правильное положение у ноги дрессировщика, ее поощряют и продолжают движение.
Отрабатывая этот прием, дрессировщик должен следить, чтобы поводок был всегда ослаблен, давая тем самым собаке возможность ошибаться (отходить от ноги дрессировщика). Каждую такую ошибку немедленно исправляют командой «рядом!» и одновременным рывком поводка.
ТЕМА. Методика и техника отработки приема «посадка собаки».
Навык можно вырабатывать 2 способами:
- вкусопоощрительным (при помощи лакомства)
- контрастным (при помощи нажима на круп собаки и рывка поводком с последующим поощрением лакомством).
Обычно применяется 2 способ, так как выработанный навык оказывается более стойким.
2 способ. Собака стоит около левой ноги дрессировщика на коротком поводке. Дрессировщик поворачивается к ней в пол оборота, отставляет на пол шага левую ногу и берет поводок в правую руку в 10-15 см от ошейника. Подав в приказной интонации команду «сидеть!», он накладывает на область между поясницей и крупом левую руку (ладонью вниз, большим пальцем к себе) и нажимает на нее, принуждая собаку сесть. Одновременно правой рукой он натягивает поводок вверх и назад.
Как только собака сядет, дрессировщик, повторив команду «сидеть!», поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «хорошо!».
ТЕМА. Методика и техника отработки приема «укладка собаки».
1 способ (вкусопоощрительный). Собака на коротком поводке находится около левой ноги дрессировщика. Он усаживает собаку, делает пол-оборота налево, отставляет правую ногу в сторону на полный шаг и берет в левую руку поводок, придерживая его около ошейника. Взяв в правую руку лакомство и нагнувшись, подносит его к морде собаки и подает команду «лежать!». Постепенно опуская руку вниз и несколько вперед, дрессировщик этим заставляет собаку вначале пригнуться за лакомством, а затем вытянуть шею вперед и лечь. Когда собака нагнется за лакомством, вновь четко подают команду «лежать!», а когда она ляжет, поощряют ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «хорошо!». Если собака сразу же после этого, как ляжет, попытается встать, то вновь подают команду «лежать!», но уже в угрожающей интонации, а на холку собаки нажимают левой рукой, не давая ей подняться.
2 способ (механический). Собака находится у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик делает пол-оборота налево и отставляет правую ногу в сторону на полный шаг. В правую руку берет поводок в 15-20 см от ошейника и делает так, чтобы его карабин оказался внизу ошейника. Левую руку он кладет на холку собаки. Подав команду «лежать!», дрессировщик нажимает на ладонью левой руки на холку собаки, а правой рукой в это же время делает затяжной рывок поводком вниз и несколько вперед. Когда собака ляжет ее поощряют. При попытках собаки встать подается команда «лежать!» в угрожающей интонации и одновременно делается нажим на холку и рывок поводком
КОМАНДЫ ОКД.
Приучение переходить в свободное состояние
Навык переходить в свободное состояние необходим собаке для отдыха, разрядки после напряженной работы.
Условные раздражители – команда «Гуляй» и жест – дрессировщик, немного наклонив корпус вперед, выбрасывает правую руку ладонью вниз в направлении, куда должна идти собака.
Безусловные раздражители – внутренние потребности собаки, вызывающие рефлекс «Свободы».
Возможные ошибки дрессировщика: предоставление собаке отдыха в надетом строгом ошейнике, на коротком поводке.
Приучение подходить к дрессировщику
В повседневной жизни и на службе по первой команде или жесту хозяина или дрессировщика собака должна быстро подойти к нему.
Условные раздражители – команда «Ко мне» и жест – дрессировщик, предварительно подняв правую руку в сторону на уровень плеча ладонью вниз, опускает ее к бедру. В некоторых ведомствах этот жест выполняется левой рукой.
Безусловный раздражители – лакомство, поглаживание, иногда легкое подтягивание поводком.
Возможные ошибки дрессировщика: систематическое произнесение клички
собаки перед командой <КО МНЕ> и многократное повторение команды;
применение болевых, неприятных для собаки раздражителей после её подхода
к дрессировщику, систематический подзыв собаки к себе из положения сидя, лежа, стоя (это приводит к срыву выдержки собаки в этих положениях).
Приучение собаки находиться рядом с дрессировщиком
Положение собаки рядом с дрессировщиком - исходное при любых ее последующих действиях по его команде.
Условные раздражители - команда «Рядом» и жест-дрессировщик похлопывает кистью левой руки по бедру.
Безусловные раздражители - рывок поводком, воздействие строгим ошейником (парффос), поглаживание и лакомство в руке.
Возможные ошибки дрессировщика: излишне резкие рывки поводком;
подача команды с угрожающей интонацией;
частое повторение команды без подкрепления рывком поводка;
излишне частые перемены направления и темпа движения, особенно
в начальный период обучения.
Приучение садиться.
Навык садиться и оставаться в этом положении является основным положением собаки для дальнейших действий, как в процессе дрессировки, так и службе.
Условные раздражители – команда <СИДЕТЬ> и жест – дрессировщик быстро
Поднимает правую руку в сторону на уровень плеча, сгибает в локте, поворачивая ладонь вперед. Предплечье находится в вертикальном положении.
Безусловные раздражители – нажим на область поясницы, поглаживание,
лакомство.
Возможные ошибки дрессировщика: многократное повторение команды
<СИДЕТЬ>без подкрепления безусловным раздражителем;
систематический подзыв собаки из сидячего положения или предоставление
свободного состояния после небольшой выдержки;
неправильный нажим рукой на поясницу собаки;
несвоевременное исправление неправильного положения собаки при посадке.
Приучение ложиться.
Навык необходим в повседневной жизни, для маскировки на службе, а также для удобства транспортировки собаки.
Условные раздражители – команда <ЛЕЖАТЬ> и жест - дрессировщик резко
опускает правую руку, предварительно вытянутую вперед на уровень плеча, повернув ладонь вниз.
Безусловные раздражители – лакомство, поглаживание, нажим на холку, рывок поводком, вытягивание (подсечка) передних конечностей.
<ЛЕЖАТЬ> без подкрепления безусловным раздражителем;
Возможные ошибки дрессировщика: многократное повторение команд неправильное выполнение подсечки передних конечностей;
несвоевременное исправление неправильного положения корпуса собаки в положении лежа; систематический подзыв собаки из лежачего положения.
Приучение стоять.
Навык стоять необходим для чистки, осмотра собаки, надевания на неё снаряжения и на службе.
Условные раздражители – команда <СТОЯТЬ> и жест – дрессировщик
взмахивает правой рукой, слегка согнутой в локте, ладонь вверх вперед на уровень пояса, а затем опускает руку к бедру.
Безусловные раздражители – лакомство, поднимание собаки под живот, легкий рывок поводком.
Возможные ошибки дрессировщика:
сильное давление рукой на живот собаки или удар по животу;
сильный рывок поводком, заставляющий собаку не только встать, но и сходить с места, в результате замедляется выработка выдержки;
частые подзывы собаки из стоячего положения, ослабляющие выдержку.
Приучение к возвращение на место.
Навык необходим в повседневной жизни и на службе.
Условные раздражители – команда<МЕСТО> и жест - дрессировщик
выбрасывает правую руку ладонью вниз на уровень пояса в направлении того места, куда надо идти собаке.
Безусловные раздражители – легкие рывки поводком, лакомство, поглаживание.
Возможные ошибки дрессировщика: выполнение первоначальных упражнений при наличии отвлекающих раздражителей;
Использование для обозначения места апортировочного предмета или вещи, незнакомых собаке; Частые подзывы собаки к дрессировщику
Излишне сильные рывки поводком во время возвращения собаки к месту при выполнении начальных упражнений.
Приучение подавать голос.
Навык подавать голос необходим собаке при выполнении служебной задачи.
Условные раздражители – команда<ГОЛОС> и жест – дрессировщик
покачивает влево и вправо согнутой в локте и поднятой на уровень головы правой рукой (ладонью вперед).
Безусловные раздражители – лакомство, апортировочный предмет, помощник
дрессировщика.
Возможные ошибки дрессировщика: чрезмерно частый вызов лая, в результате чего собака привыкает во всех случаях сильного возбуждения;
вызов лая всегда в одинаковых условиях, в результате чего собака не подаёт голос в иной обстановке;
применение сильных болевых раздражителей, вызывающих у собаки страх.
Приучение ползать.
Навык ползания (самостоятельно и совместно с дрессировщиком) необходим
собаке для маскировки на службе, проползания под преградой, а также для
участия в соревнованиях по многоборью.
Условные раздражители – команда<ПОЛЗИ>и жест – дрессировщик помахивает кистью правой руки на уровне своей голени.
Безусловные раздражители – лакомство, поглаживание, нажим на холку собаки и воздействие поводком.
Возможные ошибки дрессировщика:
выполнение упражнений на участках местности с камнями, острыми предметами, колючей травой и т. д.;
приучение собаки к ползанию до выработки прочной выдержки в лежачем положении; переутомление собаки ползанием.
Возможные ошибки дрессировщика: преждевременное увеличение высоты
( ширины) препятствий без учета физических возможностей собаки и её
подготовленности;
частые повторения упражнений по преодолению препятствий;
выполнение упражнение на неисправных препятствиях.
Возможные ошибки дрессировщика при обучении движению по лестнице:
пуск собаки на лестницу с поводком;
проведение первых занятий на лестнице сложной конструкции;
применение болевых воздействий на лестнице и возле неё.
Возможные ошибки дрессировщика при обучении движению по буму:
Попытка приучения к движению по буму сложной конструкции в первые дни занятий;
Причинение собаке боли неумелыми механическими действиями;
Отсутствие подстраховки на буме, дрессировщик не поддерживает собаку под живот.
Приучение к замедлению темпа движения.
Навык необходим для управления собакой (особенно без поводка) во время преодоления сложных препятствий как на службе, так и в повседневной жизни.
Условные раздражители – команда «Тише» (Тихо).
Безусловные раздражители - натягивание поводка (Легкий рывок), поглаживание и лакомство.
Возможные ошибки дрессировщика:
Применение чрезмерно сильных рывков, особенно в начальный период дрессировки: постоянное натягивание поводка, приводящее к образованию безразличного отношения собаки к команде «Тише»;
Преждевременный переход к работе без поводка.
Апортировка.
Условные раздражители – команда< АПОРТ>,<ДАЙ>,<ИЩИ> и жест -
дрессировщик выбрасывает правую руку вперед ладонью вниз, слегка наклоняя
корпус вперед в направлении брошенного предмета, и свободно опускает её к бедру.
Безусловные раздражители – апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.
Возможные ошибки дрессировщика: неправильный выбор апортировочного предмета,не привлекающего внимания собаки;
Увлечение апортировкой мягких предметов;
Использование в начальных упражнениях слишком твердых предметов;
Постоянная апортировка одного и того же предмета.
Прекращения нежелательных действий собаки.
Навык неоходим для прекращения, предупреждения любых действий собаки,
нежелательных дрессировщику.
Условный раздражитель – команда <ФУ>, подаваемая с угрожающей интонацией.
Безусловные раздражители – рывок поводком, воздействие строгим ошейником, удар прутом (хлыстом).
Возможные ошибки дрессировщика: чрезмерно частые упражнения по подкреплению команды <фу> сильными болевыми раздражителями,
злоупотребление строгим ошейником, ударами прута, которые вызывают у собаки состояние общего торможения и угнетения;
частое применение команды<фу> без подкрепления безусловными раздражителями, в результате чего теряется сигнальное, предупредительное
значение команды; неуместное пользование командой<фу> вместо какой – либо приказной или угрожающей команды.
Приучение не брать пищу без разрешения.
Навык не брать корм, как предлагаемый посторонним человеком, так и случайно найденный на земле, необходим для предупреждения случайного отравления собаки и отвлечения ее от службы.
Условный раздражитель – команда <Фу> (от дрессировщика) и создаваемый шум, предлагаемое лакомство (помошника).
Безусловные раздражители – рывок поводком, удар прутом, воздействие строгим ошейником (дрессировщик) и удар прутом (помощника).
Возможные ошибки дрессировщика: попытка приучить голодную собаку не брать корм; использование одного и того же корма (мяса), в результате чего собака привыкает не брать только этот вид корма; разрешение собаке поедать найденный или предложенный (оставленный) помошником корм, в результате чего не вырабатывается стойкий навык отказа от корма; проведение упражнений на одном и том же участке.